15.1 Торги

Управление поставками и контрактами в проекте (Project Contracts Management) – раздел управления проектами, включающий процессы, требуемые для обеспечения поставки продуктов и услуг извне. Включает в себя планирование поставок и услуг, планирование предложений, запрос предложения, выбор источников, администрирование контракта, закрытие контракта [1].

Управление контрактами и поставками в проекте включает процессы, направленные на приобретение извне продуктов и услуг, необходимых для выполнения проекта.

Управление контрактами и поставками в проекте включает [1]:

  • Разработку концепции управления контрактами в проекте:

    – проведение маркетинга рынка продуктов и услуг (источники информации, реклама);

    – разработка стратегии управления контрактами (фирмы-заказчика, критерии выбора решений);

    – составление спецификации продуктов и услуг (WBS, дерево ресурсов проекта);

    – определение возможных источников приобретения ресурсов;

    – анализ альтернатив (поставщики, качество, стоимость, риски);

    – утверждение концепции.

  • Планирование поставок и контрактов для обеспечения потребностей проекта в необходимых продуктах и услугах:

    – определение потребности проекта в продуктах и услугах (работы и услуги, трудовые ресурсы, поставки, покупки);

    – проведение маркетинговых исследований для определения возможных поставщиков и исполнителей (внутренние и внешние источники информации);

    – выбор метода обеспечения и поддержки контрактов в проекте (реклама, приглашение, переговоры, приобретение);

    – определение типов контрактов;

    – определение титульного списка работ и перечня контрактов в проекте;

    – формирование графика заключения контрактов.

  • Организация и подготовка контрактов в проекте:

    – определение функциональных обязанностей и ответственности в соответствии с планом управления контрактами;

    – подготовка документации, необходимой для проведения тендера;

    – приглашение на тендерные торги;

    – проведение торгов и выбор претендентов (критерии, методы, и оценки; анализ и оценка предложений, анализ рисков, отбор кандидатов, работа по отвергнутым предложениям);

    – заключение контрактов;

    – разработка системы отчетности и порядка внесения изменений.

  • Контроль и регулирование контрактов:

    – организация системы контроля контрактов;

    – учет выполнения работ по контракту;

    – определение состояния и прогноз выполнения работ и их обеспечения;

    – представление отчетности о выполнении контрактов;

    – анализ текущего состояния выполнения контрактов и запросов на изменение (контроль выполнения, финансовый контроль);

    – разрешение споров и разногласий.

  • Завершение управления контрактами и поставками в проекте:

    – формальная приемка;

    – заключительный анализ и оценка эффективности обеспечения проекта;

    – закрытие контрактов;

    – заключительный отчет по управлению контрактами в проекте;

    – формирование архива контрактной документации;

    – извлечение уроков.

Под закупками и поставками понимают мероприятия, направленные на обеспечение проекта ресурсами, т.е. имуществом (товарами), выполнением работ (услуг), передачей результатов интеллектуального творчества в связи с конкретным проектом. Закупки и поставки – это часть хозяйственных отношений, основной правовой формой регулирования отношений при осуществлении закупок, поставок и подрядов является контракт, договор [4].

 

Торги – это способ закупки товаров, размещения заказов, выдачи подрядов и т.п., при котором выбор подрядчика (поставщика, производителя и т.п.) производится на конкурсной основе [2].

Предмет торгов – конкретные виды работ и услуг. В качестве предметов торгов могут выступать подряды на:

  • строительство, реконструкцию, капительный ремонт и т.п.
  • выполнение комплексов строительных и монтажных работ и их отдельных частей;
  • выполнение комплекса пуско-наладочных работ, инженерно-изыскательских работ;
  • разработку ТЭО;
  • проектирование;
  • управление проектом;
  • прочие поставки и услуги, в том числе услуги консультантов.

Участник торгов – лицо, имеющее право принимать участие в торгах, в их подготовке, приведении и утверждении результатов торгов, основные участники:

  • заказчик - принимает решение о проведении торгов, назначает организатора, контролирует его работу, определяет условия договора;
  • организатор торгов – готовит документы для объявления торгов, формирует тендерный комитет, направляет и контролирует его работу, утверждает результаты торгов, рассматривает апелляции на решение тендерного комитета, ликвидирует тендерный комитет, несет все расходы по подготовке и проведению торгов;
  • тендерный комитет – производит сбор заявок, проводит квалификацию претендентов, разрабатывает и распространяет тендерную документацию, производит сбор, хранение, оценку представленных оферт, осуществляет процедуру торгов и ее оформление, определяет победителя, публикует результаты торгов в средствах массовой информации;
  • претендент – организация, под чьим именем подана заявка;
  • оферент – претендент, приславший тендерное предложение (оферту), подкрепленное банковской гарантией и содержащее его согласие участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации.