Управление поставками и контрактами в проекте (Project Contracts Management) – раздел управления проектами, включающий процессы, требуемые для обеспечения поставки продуктов и услуг извне. Включает в себя планирование поставок и услуг, планирование предложений, запрос предложения, выбор источников, администрирование контракта, закрытие контракта [1].
Управление контрактами и поставками в проекте включает процессы, направленные на приобретение извне продуктов и услуг, необходимых для выполнения проекта.
Управление контрактами и поставками в проекте включает [1]:
- Разработку концепции управления контрактами в проекте:
– проведение маркетинга рынка продуктов и услуг (источники информации, реклама);
– разработка стратегии управления контрактами (фирмы-заказчика, критерии выбора решений);
– составление спецификации продуктов и услуг (WBS, дерево ресурсов проекта);
– определение возможных источников приобретения ресурсов;
– анализ альтернатив (поставщики, качество, стоимость, риски);
– утверждение концепции.
- Планирование поставок и контрактов для обеспечения потребностей проекта в необходимых продуктах и услугах:
– определение потребности проекта в продуктах и услугах (работы и услуги, трудовые ресурсы, поставки, покупки);
– проведение маркетинговых исследований для определения возможных поставщиков и исполнителей (внутренние и внешние источники информации);
– выбор метода обеспечения и поддержки контрактов в проекте (реклама, приглашение, переговоры, приобретение);
– определение типов контрактов;
– определение титульного списка работ и перечня контрактов в проекте;
– формирование графика заключения контрактов.
- Организация и подготовка контрактов в проекте:
– определение функциональных обязанностей и ответственности в соответствии с планом управления контрактами;
– подготовка документации, необходимой для проведения тендера;
– приглашение на тендерные торги;
– проведение торгов и выбор претендентов (критерии, методы, и оценки; анализ и оценка предложений, анализ рисков, отбор кандидатов, работа по отвергнутым предложениям);
– заключение контрактов;
– разработка системы отчетности и порядка внесения изменений.
- Контроль и регулирование контрактов:
– организация системы контроля контрактов;
– учет выполнения работ по контракту;
– определение состояния и прогноз выполнения работ и их обеспечения;
– представление отчетности о выполнении контрактов;
– анализ текущего состояния выполнения контрактов и запросов на изменение (контроль выполнения, финансовый контроль);
– разрешение споров и разногласий.
- Завершение управления контрактами и поставками в проекте:
– формальная приемка;
– заключительный анализ и оценка эффективности обеспечения проекта;
– закрытие контрактов;
– заключительный отчет по управлению контрактами в проекте;
– формирование архива контрактной документации;
– извлечение уроков.
Под закупками и поставками понимают мероприятия, направленные на обеспечение проекта ресурсами, т.е. имуществом (товарами), выполнением работ (услуг), передачей результатов интеллектуального творчества в связи с конкретным проектом. Закупки и поставки – это часть хозяйственных отношений, основной правовой формой регулирования отношений при осуществлении закупок, поставок и подрядов является контракт, договор [4].
Торги – это способ закупки товаров, размещения заказов, выдачи подрядов и т.п., при котором выбор подрядчика (поставщика, производителя и т.п.) производится на конкурсной основе [2].
Предмет торгов – конкретные виды работ и услуг. В качестве предметов торгов могут выступать подряды на:
- строительство, реконструкцию, капительный ремонт и т.п.
- выполнение комплексов строительных и монтажных работ и их отдельных частей;
- выполнение комплекса пуско-наладочных работ, инженерно-изыскательских работ;
- разработку ТЭО;
- проектирование;
- управление проектом;
- прочие поставки и услуги, в том числе услуги консультантов.
Участник торгов – лицо, имеющее право принимать участие в торгах, в их подготовке, приведении и утверждении результатов торгов, основные участники:
- заказчик - принимает решение о проведении торгов, назначает организатора, контролирует его работу, определяет условия договора;
- организатор торгов – готовит документы для объявления торгов, формирует тендерный комитет, направляет и контролирует его работу, утверждает результаты торгов, рассматривает апелляции на решение тендерного комитета, ликвидирует тендерный комитет, несет все расходы по подготовке и проведению торгов;
- тендерный комитет – производит сбор заявок, проводит квалификацию претендентов, разрабатывает и распространяет тендерную документацию, производит сбор, хранение, оценку представленных оферт, осуществляет процедуру торгов и ее оформление, определяет победителя, публикует результаты торгов в средствах массовой информации;
- претендент – организация, под чьим именем подана заявка;
- оферент – претендент, приславший тендерное предложение (оферту), подкрепленное банковской гарантией и содержащее его согласие участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации.
|