4.1 Этапы внедрения системы управления проектами в организации

Внедрение системы управления проектами в организации происходит постепенно. Одной из наиболее популярных является трехфазная модель, прослеживающая эволюцию применения систем управления проектами в организации [3].

I фаза: случайное использование. Эта фаза начинается обычно с того, что какой-либо работник или функциональное подразделение организации выступает с предложением использовать некоторые приемы управления проектами для выполнения конкретного задания. Для такой инициативы чаще всего существуют объективные причины. Например, необходимо четкое соблюдение графика выполнения работ. Использование базовых приемов управления проектами может дать положительные результаты и это даст толчок для дальнейшего их применения и расширения сфер приложения. Отрицательный же результат, наоборот, может отодвинуть на длительное время внедрение управления проектами в организации, хотя причины неудач, скорее всего, кроются, например, в отсутствии координации между проектом и ресурсами, а не в применяемых методах управления проектами. Иногда от приемов управления проектами отказываются на какой-то период, а затем к ним возвращаются вновь, так как у руководителей различного уровня появляется осознание того, что методология управления проектами является достаточно эффективной и позволит достичь новых уровней развития организации. Первая фаза может длиться от 2-х до 5-ти лет.

II фаза: формальное применение. Типичным в этой фазе является понимание того, что основы знаний по управлению проектами необходимо на каждом уровне управления организации. Руководством организации поощряется посещение персоналом различных курсов по управлению проектами. Высшее руководство становится более заинтересованным в лучшем управлении проектами. Понимание каждого проекта персоналом, заказчиком, клиентом становится частью культуры организации, осознается необходимость распределение по графикам работ, ресурсов для нескольких проектов. Уделяется большое внимание промежуточным результатам, качеству выполняемых работ, времени их окончания. Длительность этой фазы может варьироваться от нескольких месяцев до нескольких лет.

III фаза: ориентированные на проект организации. Высшее руководство организации играет значительную роль в определении стратегии, разработке сбалансированного портфеля проектов и определении их приоритетов. Управление проектами становится частью организационной культуры, соответствующим образом изменяется организационная структура. Ресурсы справедливо распределяются по всем проектам в зависимости от их приоритетов, проекты увязаны с отчетностью, системы поощрений связаны с вкладом работников в групповые усилия. Целью является доведение управления проектами до совершенства. Длительность этой фазы от 5-ти до 10-ти лет. Эти фазы в различных организациях протекают в разное время и имеют различные продолжительности. Однако, чтобы организация могла успешно конкурировать на рынке, необходимо как можно скорее перейти к третьей фазе, что может быть достигнуто посредством обучения управлению проектами - не как к набору некоторых специфических понятий и приемов, а как к единому системному подходу к организации деятельности фирмы, компании, предприятия.