17.1 Руководство и лидерство

Управляющий проекта (главный менеджер) (General Project Manager) – лицо, ответственное за управление проектом и результаты его осуществления.

Менеджер проекта (Project Manager) – лицо, ответственное за исполнения всех управленческих функций по отношению к одному из элементов проекта (объекту, области и т.п.) или исполнение одной или нескольких управленческих функций по отношению ко всему проекту [1,6].

Состав полномочий и ответственности управляющего проектом в каждом конкретном случае определяется контрактом с Заказчиком, однако, как правило, перед ним и его командой ставится задача эффективного управления осуществлением проекта на протяжении всего жизненного цикла проекта.

Управляющий проектом несет ответственность за достижение целей проекта в рамках выделенного бюджета, в соответствии с плановыми сроками осуществления проекта и с заданным уровнем качества.

Рисунок 17.1 – Компоненты профессиональной деятельности Управляющего проектом

Управляющий проектом обычно выполняет следующие функции:

  • формирует команду проекта;
  • разрабатывает план проекта (совместно с командой) и обеспечивает достижение требуемых результатов;
  • разрешает межличностные конфликты;
  • разрешает вопросы распределения ресурсов на всех уровнях организации;
  • проводит переговоры;
  • формирует интегрируемую систему контроля изменений в проекте;
  • расставляет приоритеты;
  • участвует в подборе, подготовке и мотивации персонала;
  • формирует благоприятную атмосферу в команде.

 

Основные функции административного управления:
планирование, организация, координация, контроль мотивация.

Управляющий проектом наряду с традиционными функциями управления выполнять специфические менеджерские функции по проекту: пилотирование, мобилизация ресурсов и коммуникация.

  • Функция пилотирования (лидерство). Сущность данной функции заключается в способности принимать и корректировать решения на каждом этапе его выполнения для достижения целей проекта. Функция пилотирования также подразумевает способность управляющего проекта постоянно корректировать поставленные цели с учетом изменяющихся требований макро- и микросреды. Эффективно пилотирование подразумевает также управление проектом в условиях ограниченных ресурсов.

    Управляющему всегда следует различать:

    – как хотелось бы в идеале (желание, прожект)?

    – как можно приблизиться к идеалу исходя из реальности (план, проект)?

    – как получается на самом деле (реальность, результаты)?

  • Функция мобилизации ресурсов. Данная функция подразумевает способность управляющего проекта в оценке, поиске и мобилизации имеющихся внутренних ресурсов и привлечении внешних ресурсов для обеспечения нормального выполнения проекта и его развития.

    Самое общее понятие ресурсов – это все то, что позволяет управляющему осуществлять миссию, достигать целей и решать задачи проекта, это деньги, персонал, материально-техническое обеспечение, информация, квалификация персонала, полезные деловые связи и т.п.

  • Функция коммуникации. Данная функция подразумевает способность управляющего проекта в установлении и поддержании связей, как между членами команды, так и между другими участниками и в умении использовать эти связи для обеспечения эффективной работы по проекту (рисунок 17.2, 17.3 и таблица 17.1).
    Рисунок 17.2 – Коммуникации Управляющего проекта

     

    Рисунок 17.1 – Коммуникации Управляющего проекта
    Блок Связь Обеспечение Ожидания Профессионализм
    A Топ менеджмент / клиент / спонсор Статус и ограничения Организационная поддержка, обратная связь, решения, требования, резервы Решение проблем, системный подход, отчетность
    B Функциональные менеджеры, др. менеджеры Планирование и координация Технологическая поддержка и кооперация Переговоры и контрактация
    C Члены команды, контракторы и т.п. Лидерство, руководство и контроль Качество и удовлетворение потребностей Планирование, создание команды, координация
    D Внешние участники Выходная информация Обратная связь и поддержка Связи с общественностью, интерфейсы

     

    Рисунок 17.3 – Управляющий, как информационный центр деятельности по проекту

    Руководство (Governance) – тип управления, используемый в иерархических бюрократических системах. В сложных проектах использование руководства связано с наличием нескольких уровней управления, которые требуют соответствующего разделении компетенции.

    Лидерство (Leadership) – искусство воздействовать на других людей для побуждения их к достижению определенных целей.

    Под руководством понимаются действия по созданию и развитию социальной и управленческой системы, в которой руководитель и его сотрудники, находящиеся в иерархических отношениях, достигают целей проекта и решают задачи посредством использования системы административного управления. Достижение целей и решение задач осуществляется за счет использования в практике общих функций административного управления: планирования, организации, координации, мотивации и контроля.

    Лидерство заключается в ведении других за собой. Оно может носить характер как формального лидерства (например, назначение руководителем проекта специалиста, не обладающего соответствующей компетентностью), так и неформального лидерства (например, ситуация профессионального лидерства).

    Различия в действиях руководителя и лидера проекта определяется различием целей.

    Цели руководителя связаны с выполнением плана проекта в рамках заданных ограничений, по «правилам» и «приказам» и в пределах собственной компетенции.

    Цели лидера связаны с достижением целей проекта и получения наилучших результатов, даже если приходится нарушать «правила» и «инструкции».

    • Менеджмент – делает вещи правильно (как нужно)
    • Лидерство – делает правильные вещи (что нужно)
    • Хорошие лидеры - делают правильные вещи
    • Хорошие менеджеры – делают вещи правильно.

    Управление или руководство

    Управление: Руководство:
    умение справляться со сложностями умение справляться с изменениями
    создает порядок и стабильность с помощью формулирования плана и задач, создания структур и процедур, контроля за результатами и планами и принятия необходимых корректирующих действий связано с признанием и формулированием необходимости изменить направление и функционирование проекта, направить людей в новом направлении, мотивируя их совместными усилиями преодолеть трудности достичь новых целей.