5.2 Критерии успеха и неудач проекта

Критерии успеха и неудач проекта (Project success and failure criteria) представляют собой совокупность показателей, которые дают возможность судить об успешности выполнения проекта [1].

Главным требованиям к критериям является их однозначное и ясное определение. Для каждого проекта и каждого заказчика критерии успеха должны быть определены, оценены и проанализированы. Можно выделить три основных типа критериев:

  • традиционные для управления проектами критерий: «в срок, в рамках выделенного бюджета, в соответствии с требованиями к качеству и к результатам проекта» (рисунок 5.3);
  • специфические критерии ведущей в проекте организации, например, заказчика или пользователя;
  • выгоды для участников проекта.
Рисунок 5.3 – Проектный треугольник показывает основные параметры проекта

Примеры критериев успешного выполнения проекта (Project success criteria) [6]:

  • обеспечение требуемой функциональности;
  • выполнение требований клиента;
  • выгода для подрядчика;
  • удовлетворение потребностей всех участников проекта;
  • достижение предварительно поставленных целей.

Примеры критериев неудачного выполнения проекта (Project failure criteria):

  • превышение лимита затрат или времени;
  • несоответствие требуемому качеству;
  • незнание или игнорирование требований или претензий.

Факторы, влияющие на успех проекта:

  • ясно сформулированные цели, задачи, стратегии;
  • координация и взаимосвязи;
  • адекватная структура;
  • уникальность, актуальность и прозрачность проекта;
  • четко обозначенные и согласованные критерии успеха;
  • конкурентная сфера и бюджетные ограничения;
  • оптимистичность, концептуальная сложность проекта;
  • использование внешних возможностей.

Также критериями успеха проекта признаются следующие неявные факторы (Soft factors):

  • квалификация персонала;
  • общественное поведение в конфликтах;
  • мотивация работы;
  • стиль менеджмента.

Основные причины неудач проектов:

  • неясные цели;
  • недостаточная поддержка со стороны высшего руководства;
  • недостаточно эффективное взаимодействие в проекте;
  • недостаточное финансирование;
  • изменение приоритетов бизнеса;
  • недостаток самоуправления;
  • неэффективная команда;
  • недостаточно эффективные коммуникации.