9.1 Выявление рисков

Управление риском в проекте (Project Risk Management) – раздел управления проектами, включающий в себя процессы, связанные с определением, анализом и разработкой соответствующих мер реагирования на риски в проекте. Включает прогнозирование и определение рисков, количественную оценку рисков, разработку методов реагирования на риски и контроль реагирования на риски на протяжении жизненного цикла проекта.

Рисунок 9.1 – Вероятность возникновения риска и соответствующая стоимость его исправления на протяжении жизненного цикла

В рамках управления проектом риски (risks) рассматриваются как возможность воздействия на проект и его элементы непредвиденных событий, которые могут нанести определенный ущерб и препятствовать достижению целей проекта. Риск – это степень опасности подвергнуться воздействию негативных событий и их возможных последствий.

Риск – это совокупность трех составляющих или факторов риска (risk factors), R=ƒ(A, P, U):

  • рисковое событие A (risk event), которое может произойти в ущерб проекту;
  • вероятность риска P (risk probability);
  • ущерб U (amount at strake) в результате наступления рискового события.

Процесс управления рисками проекта включает:

  • Разработку концепции управления рисками:

    – Определение целей управления рисками в проекте;

    – Идентификация факторов риска и неопределенности (внешние непредсказуемые события, внешние предсказуемые, но неопределенные события, внутренние социальные и экономические факторы, внутренние производственные и технические факторы, юридически и правовые факторы и др.);

    – Определение возможных источников рисков;

    – Выбор стратегии управления рисками в проекте;

    – Анализ альтернатив;

    – Определении требований к системе к системе управления рисками;

    – Утверждение концепции;

  • Календарное планирование проекта:

    – уточнение источников рисков и рисковых событий;

    – оценка неопределенности и вероятности появления рисковых событий (моделировании рисков, выбор методов оценки рисков, определение вероятностей появления рисковых событий);

    – оценка возможных ущербов;

    – определение событий, требующих реагирования;

    – определение допустимой степени риска участников;

    – проверка устойчивости и безубыточности проекта;

    – распределение рисков между участниками проекта в соответствии с их функциями, долей участия и ответственностью;

    – определение изменений для внесения их в проектные решения с целью снижения риска (в предметную область проекта; сметы, бюджеты проекта; расписание, графики работ по проекту; спецификации и требования к качеству элементов проекта);

    – перенос рисков на других участников с помощью:

    • учета рисков в контрактах;
    • принятия дополнительных обязательств;
    • создания страховых резервов;
    • прочих мероприятий.

    – страхование рисков в проекте, связанных с:

    • прямым ущербом от рисковых событий;
    • косвенными потерями;
    • юридической ответственностью участников проекта;
    • страхование персонала, вовлеченного в проект.

    – планирование резервов для смягчения рисковых событий включает:

    • финансовые резервы;
    • резервы времени в календарных планах работ;
    • резервы на случай форс-мажорных обстоятельств;
    • резервы на случай прекращение отдельных разделов проекта;
    • резервы на случай непредвиденных событий.

    разработка плана управления рисками в проекте;

    – определение и учет связей с другими процессами управления проектом.

  • Организацию и контроль мер реагирования на рисковые события:

    – организация управления рисками включает:

    • разработку процедур управления рисками;
    • распределение ответственности при управлении рисками;

    – контроль за реализацией мер по снижению рисков;

    – оперативное реагирование на свершившиеся события; формирование отсчетов.

  • Анализ состояния и регулирование мер по снижению рисков

    – анализ состояния и отчета по управлению рисками в проекте;

    – принятие решений по реагированию на свершившиеся события;

    – подготовка корректирующих воздействий;

    – определение дополнительных мер по снижению рисков;

    – внесение изменений в план управления рисками;

    – доведение информации, связанной с управлением рисками, до участников проекта, в соответствии с их ответственностью и компетентностью.

  • Завершение управления рисками в проекте

    – формирование базы данных текущего проекта;

    – анализ и обобщение фактических данных по проявлению рисков и неопределенности в проекте;

    – анализ выполнения планов управления рисками;

    – подготовка завершающего сводного отчета по управлению рисками;

    – формирование архива.

Основные этапы управления рисками:
  • выявление (идентификация) риска;
  • анализ и оценка риска;
  • определение реакции на риск;
  • планирование расходов в чрезвычайных обстоятельствах и создание резервов.
Категории риска:
  • риск, который можно исключить;
  • риск, от которого можно застраховаться;
  • риск, для которого необходимо создать рассчитанную профилактику.

 

Выявление источников риска начинается с составления списка всех факторов, которые могут затормозить работу над проектом или помешать его реализации, а также результатов их воздействия. Начинать следует с рисков, относящихся к проекту в целом, далее переходить к проверке конкретных участков, используя для этого WBS. Для этого используются опросные листы, контрольные таблицы и списки.

Для каждого выявленного риска должно быть определено следующее:

  • нежелательные события;
  • все последствия события;
  • степень серьезности влияния события;
  • вероятность возникновения события;
  • время, когда вероятное событие произойдет;
  • взаимосвязь данного события с другими частями этого проекта и с другими проектами.
Рисунок 9.2 – Основные виды рисков

Последовательность анализа риска :

  • определение источников рисков
  • оценка вероятностей наступления рисков и их опасность
  • ранжирование рисков
  • анализ чувствительности
  • проверка устойчивости

Количественные характеристики риска:

  • вероятность: Р=Р(А)
  • ущерб: U=U(A)
  • опасность: O=O(A)=P*U
  • ранжирование O1O2> … > On

Ранжирование рисков при строительстве:

  • Финансовые;
  • Контрактные;
  • Рыночные;
  • Проектные;
  • Строительные;
  • Политические, социальные;
  • Экологические.

Последовательность работ по анализу риска:

  • подбор команды;
  • подготовка специального вопросника;
  • выбор методов анализа риска и их значимости;
  • создание модели взаимосвязи рисков;
  • подготовка отчета.