18.1 Ситуационные факторы, влияющие на развитие команды

Команда проекта (КП) (Project Team) – специфическая организационная структура, совокупность индивидуумов и / или их групп часто объединенных в организационную структуру проекта, создаваемую на период осуществления проекта или одной из фаз его жизненного цикла [1,6].

Задача команды проекта:

  • осуществления полного комплекса работ по проекту для достижения его целей.
  • Задача руководства команды проекта:
  • исполнение всех функций и работ в проекте по ходу его осуществления;
  • координация действий и согласование интересов всех участников проекта для достижения целей проекта.

Состав команды проекта

  • персонал проекта (включая технический и временный);
  • лица, представляющие интересы различных участников проекта.

Команда управления проектом или Команда менеджмента проекта (КМП) (Project Management Team) – специфическая организационная структура проекта, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления проекта, включающая членов команды проекта, которые непосредственно вовлечены в управление проектом [1,6].

Главные задачи КМП:

  • осуществление политики и стратегии проекта;
  • принятие и реализация стратегических решений;
  • осуществление тактического (ситуационного) менеджмента;
  • исполнение всех управленческих функций в проекте.

Состав КМП:

  • физические лица, непосредственно осуществляющие менеджерские функции;
  • члены КП, осуществляющие другие функции управления проектом.

Команда проекта и команда менеджмента проектом существуют только на время осуществления проекта или какой-либо его жизненной фазы. Поэтому в процессе существования КП и КМП выделяют пять стадий [3]:

  • Образование (forming) – члены команды объединяются со стремлением к взаимному сотрудничеству.
  • Преодоление противоречий и начало командной работы (storming) – после начала совместной работы оказывается, что члены команды имеют различные мнения относительно способов достижения целей проекта и подходов к его осуществлению, что может приводить к спорам и даже конфликтам.
  • Нормализация деятельности (normalizing) – члены команды приходят к взаимному согласию в результате переговоров и принятия компромиссов и разрабатывают нормы, на основании которых будет построена их дальнейшая работа.
  • Выполнение планов по осуществлению проекта (performing) –команда проекта работает с высокой эффективностью на протяжении всего периода осуществления проекта.
  • Завершение работы команды (transforming) – по мере завершения работы над проектом требует разрешения вопрос о будущей работе членов команды.

Основные результаты деятельности Команды:

  • достижение целей проекта или целей его фазы;
  • решение поставленных задач и получение проектных результатов в заданные сроки и при заданных ограничениях на ресурсы.

    Для каждого проекта и каждого заказчика критерии успеха могут быть определены и описаны в измеряемой форме. Можно выделить три традиционные типа критериев:

  • традиционный для управления проектами критерий «вовремя, в рамках бюджета, в соответствии с предъявляемыми требованиями к результатам и качеству»;
  • критерии ведущей организации;
  • выгоды для участников проекта.

Характеристики, присущие эффективным командам с положительным синергизмом:

  • У каждого члена команды есть чувство общей цели, каждый член команды готов работать над достижением целей проекта.
  • Команда знает, у кого из ее членов какие способности и знания, и использует их для работы над проектом в соответствии с необходимостью. Команда с готовностью подчиняется и признает полномочия тех, чьи знания и квалификация важны для выполнения непосредственной задачи.
  • К членам команды отношение равное и работают они на равных, что способствует достижению целей и поддерживает сплоченность и хорошее моральное состояние.
  • Энергия команды направлена на решение проблем, а не выяснение отношений и конкуренцию.
  • Поощряются различные мнения и свободный обмен ими.
  • Для того чтобы поощрить творчество и способность принимать риск на себя, ошибки рассматриваются, как возможность научиться чему-либо, а не как повод для наказания.
  • Члены команды лично для себя устанавливают высокие критерии работы и поощряют друг друга достигать цели проекта.
  • Члены команды считают ее неотъемлемой частью себя и важным источником как профессионального, так и персонального роста.

 

Из опыта и практической деятельности установлено, что эффективные проектные команды лучше всего развиваются в следующих условиях:

  • В команде не боле 10 человек.
  • Члены команды выражают желание работать в проектной команде.
  • Члены команды работают над проектом от начала до конца.
  • Члены команды работают над проектом полный рабочий день.
  • Члены команды являются частью организационной культуры, которая поощряет сотрудничество и доверие.
  • Члены команды подчиняются непосредственно управляющему проектом.
  • В команде есть специалисты во всех необходимых областях.
  • Проект представляет собой интересную задачу, которую хочется выполнять.
  • Члены команды собраны в одном месте, так, что им легко обсуждать все проблемы, связанные с работой.