13.1 Этапы стоимостного анализа проекта в соответствии со стадиями управления проектом

Управление стоимостью и финансированием проекта (Project Coast and Finance Management) – раздел управления проектами, включающий процессы, необходимые для формирования и контроля выполнения утвержденного бюджета проекта. Состоит из планирования ресурсов, оценки стоимости, формирования сметы и бюджета и контроля стоимости [3].

Процесс управления стоимостью и финансированием проекта состоит из следующих этапов:

  • Разработка концепции управления стоимостью и финансированием проекта:
    • выработка стратегии (определение целей и задач, критериев успеха и неудач, ограничений и допущений и т.п.);
    • проведение экономического анализа и обоснование проекта (проведение маркетинга, оценка стоимости и источников финансирования, прогноз выполнения);
    • общая экономическая оценка проекта;
    • разработка укрупненного графика финансирования;
    • определение требований к системе управления стоимостью и финансированием в проекте;
    • утверждение концепции.
  • Планирование стоимости и финансирования в проекте:
    • планирование ресурсов и определение их количества для успешного выполнения проекта;
    • оценка стоимости проекта (на основе разрабатываемой сметной документации, экспертных оценок и т.п.);
    • формирование бюджета проекта;
    • разработка плана финансирования, который должен соответствовать сформированному бюджету проекта;
    • разработка плана управления стоимостью и финансирование в проекте.
  • Организация и контроль выполнения проекта по стоимости:
    • распределение функциональных обязанностей и ответственности в соответствии с планом управления стоимостью и финансированием в проекте;
    • введение в действие системы управления стоимостью и финансированием в проекте;
    • учет фактических затрат в проекте;
    • формирование отчетности о состоянии стоимости и финансирования проекта.
  • Анализ состояния и регулирования стоимости создания проекта:
    • текущий аудит состояния проекта по стоимости и финансам;
    • определение степени выполнения проекта по стоимостным показателям (осуществляется на основе анализа фактических затрат и сметной стоимости выполнения работ);
    • анализ отклонений стоимости выполнения работ от сметы и бюджета;
    • анализ различных факторов, влияющих на позитивные и негативные отклонения;
    • подготовку и анализ корректирующих воздействий;
    • прогнозирование состояния выполнения работ проекта по стоимости;
    • принятие решений о регулирующих воздействиях для приведения выполнения работ проекта по стоимости в соответствии с бюджетом.

    Завершение выполнения проекта по стоимости:

  • экономический анализ и оценка результатов;
  • разрешение претензий и конфликтов;
  • подготовка исполнительной сметы и финансового отчета;
  • окончательные расчеты и закрытие финансирования;
  • формирование архива.

 

Стадия инициализации. На этой стадии определяется степень инвестиционной привлекательности проекта, для этого соотносятся ожидаемые показатели рентабельности и рисков проекта. Рекомендуется проведение трехуровневого SWOT-анализа [2].

Стадия планирования проекта. На этой стадии основной задачей является формирование точной сметы и бюджета проекта [2].

Желательно, чтобы оба документа соответствовали нормам и финансового, и управленческого учета:

Особенности финансового учета:

  • вся информация фиксируется в привязке к календарным периодам и фактам перемещения денежных средств;
  • ясно как деньги расходуются и поступают;
  • не ясно как идет собственно реализация проекта;
  • все финансовые показатели проекта отображают ситуацию конкретного периода времени.
  • финансовые документы отражают общее финансовое состояние проекта за отчетный период;
  • ясно только общая финансовая ситуация и общий прогноз;
  • этой информации недостаточно для оперативного управления.

Финансовый учет эффективен для решения следующих задач:

  • Более точной оценки финансового плана.
  • Подведение итогов по результатам проекта.
  • Контроля финансовых потоков в ходе проекта.

Особенности управленческого учета:

  • информация фиксируется в привязке к комплексу мероприятий и работ проекта;
  • более адекватен для оперативного и тактического управления;
  • позволяет оценит рентабельность и др. финансовые показатели как определенного этапа проекта, так и отдельных его работ;
  • предполагает более тонкое соотнесение данных между собой.

Порядок разработки финансовых документов, формируемых в форме финансового и управленческого учетов:

  • В рамках бизнес-плана проекта формируется смета. Основание для сметы является WBS и календарный план (например, в форме диаграмм Ганта).

    – Внутренняя часть сметы формируется командой управления проектом на основе анализа потребности в ресурсах.

    – Внешняя часть сметы формируется командой управления проектом на основе информации потенциальных поставщиков материалов, оборудования и услуг.

  • Экспертиза подготовленной сметы проходит.
  • Утверждения бизнес-плана.
  • Формирование подробного мастер-плана.
  • Преобразование сметы в бюджет проекта – главный финансовый закон проекта.
  • Утверждение правил корректировки смет и бюджета (описываются в уставе).

В данной фазе жизненного цикла проекта определяются ожидаемые показатели эффективности проекта. Для этого определяется показатели дисконтирования, т.к. деньги в начале и в конце проекта имеют различную реальную ценность, и устанавливаются финансовые нормы прибыли проекта [4].

Основные показатели: PV (present value) – текущая стоимость; FV (future value) – будущая стоимость (доход) – понятие, учитывающее временную стоимость денег, и означает проекцию заданного в настоящее время количества денег на определенный промежуток времени. Основная идея: проценты, заработанные за год, сами принося проценты (таблица 13.1).

FV = PV(1+i)n, (13.1)

где i – ставка процента;

n – количество периодов, в течении которых инвестиции будут приносить проценты.

Темп прироста денежной массы (процент, рост, ставка процента, норма доходности):

Темп снижения денежной массы (дисконт, ставка дисконтирования):

Таблица 13.1 – Сложные проценты при ставке 10% и 20%
Периоды 0 1 2 3 4 5 6
Коэффициенты 10% 1,000 1,100 1,210 1,331 1,4640 1,6110 1,772
Коэффициенты 20% 1,000 1,200 1,440 1,728 2,0736 2,4883 2,986

Процесс, в котором заданы текущая сумма и процентная ставка, в стоимостном анализе называется процессом наращивания. Процесс, в котором заданы будущая сумма и коэффициент дисконтирования, называется процессом дисконтирования. Дисконтирование и расчет сложных процентов является взаимообратными операциями.

Текущая стоимость может быть выражена следующим образом:

Для определения текущей стоимости по заданной стоимости в будущем, следует умножить ее на коэффициент дисконтирования, соответствующий интересующей комбинации количества лет и процентной ставки.

Основные моменты: 1) при возрастании ставки процента коэффициент дисконтирования убывает; 2) коэффициенты дисконтирования убывают при расширении промежутка времени дисконтирования (таблица 13.2).

Рисунок 13.2 – Коэффициенты дисконтирования
Периоды 0 1 2 3 4 5 6
Коэффициенты 10% 1,000 0,9091 0,8964 0,7513 0,6830 0,6209 0,5645
Коэффициенты 20% 1,0000 0,8333 0,6844 0,5787 0,4823 0,4019 0,3349

 

Рисунок 13.1 – Логика финансовых операций

Таким образом, экономический смысл дисконтирования заключается во временном упорядочении денежных потоков различных временных периодов проекта. Он показывает, какой ежегодный процент возврата сможет иметь инвестор на инвестируемый им проектный капитал (рисунок 13.1) [2].

Стадия организации и контроля выполнения проекта

На стадии организации проекта наибольшее значение имеет выбор финансовых инструментов в области контроля финансовых потоков, эффективности использования ресурсов проекта и оперативной оценки исполнения.

Чаще всего используется показатель чистого дисконтного дохода (ЧДД), который обозначает чистую прибыль проекта, рассчитанную в ценах на дату начала проекта с учетом дисконтирования.

Рисунок 13.2 – Абсолютные значения ЧДД

 

Рисунок 13.3 – ЧДД с накопленным итогом

График абсолютных значений ЧДД позволяет оценить текущее состояние дел (рисунок 13.2), что необходимо для оперативного принятия финансовых решений в проекте. Периоды 1, 3, 4, 5, 7, 13, 15 – убыточные периоды проекта. Периоды 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 19 – доходные периоды проекта. При построении управленческого графика ЧДД в качестве границ времененных периодов чаще всего принимают точки завершения и начала наборов работ.

График ЧДД с накопленным итогом (рисунок 13.3) позволяет оценить общее финансовое состояние проекта на данный момент.

Точка безубыточности соответствует 9 периоду проекта. Точки минимума и максимума – точки равновесия, смены основной тенденции прибыльности-убыточности проекта.

На графиках (рисунок 13.4) представлены кривые функциональных зависимостей заданных объемов работ (S-кривые).

Рисунок 13.4 – Производство заданных объемов работ а) и суммарное производство б)